Ваш самый главный актив - это вы сами. Вложите свое время, свои усилия и деньги в обучение, подготовку и поддержку вашего самого главного актива.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

ЛАЗа не удалось заработать на Евро-2012

Правительственная программа по закупкам транспорта для городов, которые примут Евро-2012, оказалась вполне провалена. "ЛАЗ", которому были обещаны массовые закупки техники, продал только 10% запланированных объемов. В то же время, неплохие продажи демонстрирует "Богдан", который, правда, не принимает участия в подготовке к Евро-2012. Или отношения Бориса Колесникова и владельцев "ЛАЗа" братьев Чуркиных несколько испортились, или у государства просто нет денег.

Щ е год назад представители Кабмина была громко анонсировали программу обновления городского транспорта под Евро-2012. Для городов, задействованных в проведении чемпионата, вице-премьер Борис Колесников пообещал закупить 2 тыс новых автобусов и троллейбусов на 3500000000 грн. «Муниципалитеты четырех городов получат около 2 тыс единиц абсолютно нового транспорта», - заявил тогда вице-премьер.

Весь объем заказа тогда разделили на «ЛАЗ» (ООО «Львовские автобусные заводы»), который контролируется братьями Игорем и Олегом Чуркиными. В 2010 году завод и Кабмин при поддержке вице-премьера и министра инфраструктуры Колесникова подписали соответствующий меморандум о поставках 1,5 тыс автобусов и 500 троллейбусов для четырех украинских городов, в которых будет проводиться Евро-2012 ..

Удивительно было как минимум в том, что отбор "ЛАЗа" произошел без процедуры отбора и конкурса. Корпорация "Богдан", контролируемая Петром Порошенко, почти сразу обжаловала подобную монополию, подав жалобу в АМКУ. Однако, блокировать меморандум не удалось, потому что "Богдан" предсказуемо проиграл все сопутствующие процессы.

Интересно, что между двумя компаниями существует давняя конкуренция на рынке поставок троллейбусов, и борьба ведется с переменным успехом. К ней пытались приобщиться россияне , Но никакого успеха не имели. Еще до истории с Евро-2012 "ЛАЗ" также из-за жалобы в АМКУ сорвал поставки "Богданом" 61 троллейбуса для Крыма. Очевидно, тогда в Крыму не нашлось своего Колесникова, который бы настоял на закупки у одного участника. Впрочем, в июле этого года Крым таки купил в группы Порошенко транспорт на огромные суммы.

Что касается поставок для Евро-2012, то конкуренты «ЛАЗа» требовалось зря. Львиная доля потенциального масштабного контракта так и осталась не более чем словами. Или же они закончились резонансными PR-акциями вроде той, когда Колесников за рулем нового автобуса ЛАЗ врезался в автомобиль ГАИ.

Чемпионат уже приближается, а поступления новостроя в транспортные парки городов, по данным местных коммунальных транспортных предприятий, выглядит следующим образом: Донецк пока получил только 81 троллейбус и 16 автобусов, Харьков - 55 троллейбусов и 16 автобусов, Львов - 16 автобусов Киев - 9 автобусов. Итого - 136 троллейбусов и 57 автобусов. Вместе это 193 новые единицы, то есть менее 10% от того, что было обещано.

В то же время, "Богдан" чувствует себя неплохо. «Очень активно за последний год пополнялся парк маршруток - частники закупили не менее 400 единиц. Что касается программы под Евро-2012, мы получили только 55 троллейбусов и 16 автобусов, ни а этом все остановилось ", - сообщил представитель транспортного департамента Харьковского горсовета.

Что изменилось, неизвестно. Заметим, в свое время Колесников очень категорично высказывался именно против маршрутных такси, заявляя, что «те автобусы, которые выпускает мой друг Петр Порошенко (известные малые автобусы" Богдан "преимущественно желтого цвета -" ЭП "), через 3-4 года ездить не будут ». Сейчас же оказывается как раз наоборот - маршрутки продолжают вытеснять крупноразмерный городской транспорт. случайные факты наводят на мысль, что отношения Колесникова с владельцем "Богдана" довольно неплохие.

Как оказалось, скрепленные гербовыми печатями оптимистического договора недостаточно для того, чтобы воплотить в жизнь самые мечты ЛАЗа. Дело в том, что при всем своем дружеском отношении к львовянам вице-премьеру так и не удалось (или он на захотел) наладить эффективную финансовую схему сопровождения сделки.

Сначала идея заключалась в том, что города получат технику по договорам лизинга: заплатив первый взнос в размере 10%, оставшуюся сумму муниципалитеты внесли бы равными частями в течение 10 лет. Но, видимо, такая схема оказалась слишком дискомфортной для государственного Укрэксимбанка , Который еще давно планировался как банк-партнер этого направления. При отсутствии заинтересованного лизинговой компании он должен взять всю тяжесть распределенного финансирования на себя. Поэтому остановились на другом сценарии.

"Мы получили разрешение привлечь 275 млн грн в кредит в Сбербанке под 14,5% годовых сроком на 3 года. Половина этой ставки компенсируется за счет госбюджета. Но самым проблемным оказалось найти залоговое имущество в кредит, которое удовлетворило бы банк. На все необходимые процедуры ушло более полугода ", - рассказывает начальник департамента экономической политики Львовского горсовета Ирина Кулинич.

Конечно, схема лизинга была бы удобной, ведь в качестве залога выступили бы сами объекты лизинга. Конечно, если бы города платили по этим договорам. Например, в распоряжении "ЭП" есть информация о том, что власти Харькова не захотела этого делать.

Кстати, закрепленных в утопическом меморандуме между «ЛАЗом» и Кабмином 3500000000 грн в бюджете тоже не оказалось: поддержка из госказны ограничилась выделением средств для компенсации процентов по кредитам на сумму около 200 млн грн. Притом, что в этот же год на другие проекты ведомство Колесникова потратило более 10 млрд грн бюджетных денег. Может, отношения вице-премьера Колесникова и владельцев "ЛАЗа" братьев Чуркиных несколько испортились?

"Еще в июле (между Колесниковым и Чуркиными -" ЭП ") все было отлично. Может, действительно нет денег? Еще я слышал, что это Порошенко пытается через АМКУ блокировать решения местных властей о закупке. Но это правда, не знаю", - удивляется такому предположению источник "ЭП", близкий к мэрии Львова.

Троллейбусы долго не живут

Есть еще одна проблема. Даже те мизерные закупки, которые городам удалось осуществить, сопровождались громкими скандалами. Во Львове, например, уже после подписания договора с производителем в дополнительное соглашение к нему загадочным образом появилась правка, после которой автобусы с экологическими двигателями Евро-3 превратились в уже сняты с производства всей Европой моторы стандарта Евро-2.

"Мы подписывали правку, но изменили только модель автобуса, пойдя навстречу самом же производителю. А теперь оказывается, что будет уже другой двигатель", - жалуется представитель департамента ЖКХ и инфраструктуры горсовета Львова Владимир Будизан.

Признать этот факт досадным недоразумением на заводе не спешат, пытаясь все же продать родному городу технику вчерашнего дня.

«Мы четко придерживаемся заключенных договоренностей, и поставляем технику согласно той спецификации, которую у нас заказывают», - оправдываются в пресс-службе «ЛАЗа».

Правда, следует признать и вину мэрий. Города заказывают автобусы и троллейбусы по данной программе в самой дешевой комплектации. Поэтому неудивительно, что машины поставляются с китайской электроникой, хотя производитель предлагает варианты с «начинкой» от западных поставщиков - чешской Cegelec или немецкой Siemens.

Ряд конфликтов между «ЛАЗом» и потребителями были связаны с постоянным выходом техники из строя. В том же Львове местные службы транспорта жаловались, что техника «ЛАЗа» иногда больше стоит в депо на ремонте, чем обслуживает пассажиров. Подобные проблемы возникли и в Киеве: с неполного десятка отправленных туда автобусов треть оказалась непригодной к эксплуатации через ряд конструкционных недоработок.

Техники и ремонтники жалуются, что запчасти от ЛАЗа не поступают вовремя, а пассажиры уже успели заметить, что в некоторых троллейбусах отсутствуют обещанные кондиционеры. Единственным исключением стал Донецк : Туда поставляется техника в самой дорогой комплектации, троллейбусы оснащены кондиционерами в салоне и асинхронными тяговыми двигателями, а также опцией автономного движения с опущенными штангами, только на самых аккумуляторах.

Янукович сказал, что даст денег

Вопреки невыполненным обещаниям, власти намерены и дальше придерживаться выбранного курса. как сказал недавно президент Виктор Янукович, госзаказ на «ЛАЗе» будет даже увеличено.

Потенциал этого рынка остается достаточно большим. Даже в городах-хозяевах Евро, которые являются представителями самых населенных и экономически активных, состояние парков общественного транспорта достаточно плачевно и никак не тянет на уровень европейских городов.

"Самый парк троллейбусов сейчас в Киеве, так как город регулярно закупал новую технику. Основу парка столицы составляет техника в возрасте менее 10 лет", - сообщили "ЭП" в Центре экономического и политического анализа (цепа).

Но эксплуатировать современные машины, по словам эксперта, в Киеве и других городах Украины просто не умеют.

"Поэтому совершенно новые троллейбусы и автобусы приходят в негодность уже менее чем через три года эксплуатации и подолгу простаивают" на приколе ", - говорят в цепа.

Это касается даже дорогой импортной техники стоимостью 300 тыс евро за единицу. В итоге срок службы троллейбусов и автобусов в Украине изредка составляет 10 лет, после которых транспорт у нас уже засчитывается в «подлежит списанию». Это во много раз увеличивает экономические перспективы заводов-производителей, но совершенно не соответствует европейской практике, где благодаря эффективному сервисному обслуживанию техника служит по 30-40 лет как новая.

Нужно сказать, что в Украине старая техника тоже ездит по улицам, но она вовсе не "как новая". Во Львове и Харькове, хотя эти города в последние годы как-то обновляли подвижной состав, даже среди новых поступлений преобладают архаичные модели еще советских разработок или б / у транспорт, списан в Европе.

Вместе с тем, жадность мэрий приводит к тому, что города Украины очень медленно внедряются троллейбусы, оснащенные асинхронными двигателями и аккумуляторами для автономного хода. Благодаря полученным эффектов энергосбережения и повышения маневренности машин такая техника уже давно стала неотъемлемой частью городских пейзажей в странах запада. Ссылка украинской власти на то, что в жадности их заставляют тендерные процедуры, некорректно, так как для подготовки к Евро-2012 они не применяются

В Украине, по данным цепа, эксплуатируется всего около 120 троллейбусов с асинхронными двигателями. Заказывая наименее прогрессивную технику, государство фактически продолжает дотировать технологически отсталое производство - вместо того, чтобы создавать рынок сбыта для инновационной индустрии. Станет исключением случай с закупкой "ЛАЗов" под Евро-2012?

Может, отношения вице-премьера Колесникова и владельцев "ЛАЗа" братьев Чуркиных несколько испортились?
Может, действительно нет денег?
Станет исключением случай с закупкой "ЛАЗов" под Евро-2012?

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

Цитата дня

Большинство людей начинают интересоваться акциями, когда все остальные интересуются. Время интересоваться — это когда никто другой не интересуется. Вы не можете купить что-либо популярное и выиграть от этого.